Никитин Б.П.
Памяти
Б.П. Никитина
- великого гуманиста, Педагога, Отца и
Воспитателя XX века.
В конце второго тысячелетия, в январе 1999 года
умер Борис Павлович Никитин, основоположник
педагогики будущего, воспитатель и педагог,
который был не только продолжателем лучших
новаторских традиций российской педагогики, но и
признанным основателем новых направлений в
науке и практике воспитания, автором ряда
педагогических открытий, опередивших свое время
и которые еще только предстоит оценить научному
и педагогическому сообществу.
Это был человек слова и дела, отец семерых
детей, дед 17 внуков, автор многих книг, ставших
настольными для более 15 миллионов семей во
многих странах.
Жизнь Б.П. Никитина - пример неустанного
творческого поиска, новаторства, неравной борьбы
с закостеневшими воззрениями государственных
бюрократических систем. Как человек
прогрессивных демократических убеждений, свято
верящий в Разум и не скрывающий своих взглядов,
он многие десятилетия фактически в единственном
лице, фактами и делом доказывал ошибочность ряда
фундаментальных педиатрических и
педагогических положений, представлял
естественную оппозицию существующей системе
образования и здравоохранения, способствуя
движению вперед. Его трудами заложены основы
родительской, внешкольной и антизатратной
педагогики, что особенно важно в условиях
сегодняшних проблем России.
Еще в 1958 году Б.П. Никитин во главе группы более 30
молодых педагогов и воспитателей безуспешно
обращался в государственные и партийные органы с
предложением о создании самоокупаемых школ
нового типа, где образовательные задачи успешно
решались бы одновременно с освоением учащимися
практических навыков производства,
самоуправления и ранней профессиональной
ориентацией. Сегодня это направление как никогда
актуально и требует реализации.
После репрессий, начался новый период жизни и
творчества Б.П. Никитина совместно с Л. Никитиной,
верным другом, женой и соратником. Этот период
памятен всем родителям старшего поколения и
войдет в историю как период создания
“родительской педагогики”, или педагогики
естественного развития. Жизнь Б.П. Никитина, его
неустанная борьба как педагога-новатора с
общепринятыми заблуждениями была неотделима от
его научных и педагогических поисков. Он еще в 60-
70-е годы открыто и неустанно заявлял, что
традиционная система образования и
здравоохранения вступили на путь
паратизитирования общества, сознательно и
безответственно программируя чрезвычайно
заниженный уровень общественного интеллекта и
здоровья народа. Более того, результаты этого
великого воспитателя и педагог столетия, а также
его последователей, доказали его правоту.
Предсказывая грядущую катастрофу, Б.П. Никитин
фактически один противостоял не только
чиновникам Минпросвещения и Минзддрава, но и
тогдашним средствам массовой информации,
обрушивавшим на него и его последователей
клевету и домыслы. Сотни клеветнических,
заказных публикаций - убедительное
доказательство этой беспрецедентной борьбы
бездарных чиновников и обслуживающих их
педагогов и журналистов против
интеллектуального развития своего народа. К
сожалению, научные и политические прогнозы Б.П.
Никитина полностью подтвердились: население
России и стран СНГ, фактически обращенное в
рабство существующей системой образования,
оказалось неспособным к выживанию.
Наследие Б.П. Никитина огромно и многогранно.
Оно играет чрезвычайно важную роль в дальнейшем
освобождении педагогики от предрассудков и
заблуждений.
Еще в 60-е годы он проверил и выдвинул комплекс
рекомендаций, известный под названием программы
“Детство - без болезней”, многие положения
которой давно стали фактически общепризнанными.
Революционные результаты были получены Б.П.
Никитиным и подтверждены в десятках тысяч семей
по многим направлениям педагогики развития
ребенка: великолепные показатели физического
развития, чтение с 3,5 лет, феноменальные
результаты интеллектуального тестирования
детей, развиваемых по “системе Никитина”
привлекли внимание зарубежных специалистов и
сразу же стали достоянием мирового
педагогического опыта.
На основе личного опыта и анализа документов и
опубликованных материалов, Б.П. Никитиным был
накоплен большой фактический материал по
раннему развитию интеллекта, влиянию школы на
интеллектуальные показатели учащихся. В
результате этих многолетних исследований и
наблюдений, Б.П. Никитиным сформулирован
фундаментальный “закон необратимого угасания
возможностей эффективного развития
способностей” - НУВЭРС. Необходимо отметить, что
Б.П. Никитин не только глубоко обосновал
существование этого фундаментального явления,
но и разработал и проверил на практике методы
предотвращения негативного влияния этого закона
на уровень интеллектуального развития будущих
поколений. Это событие вызвало глубинные
изменения в научных педагогических
представлениях, привело к фактическому крушению
традиционных педагогических взглядов, которые
пока еще сохраняются искусственно в странах с
наиболее низкими темпами развития.
В работах Б.П. Никитина каждый находит
неисчерпаемый кладезь идей будущей
интегрированной педагогики, физического и
интеллектуального развития, воспитания и
социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы он
раскрыл огромные дидактические возможности
деловых, “производственных” игр в семейном
дошкольном воспитании, использовал методику
“домашнего театра” в решении задач духовного и
творческого воспитания и множество других
приемов и рекомендаций.
Фактически Б.П. Никитин являлся одним из
немногих педагогов, кто всегда и самоотверженно
отстаивал права ребенка, неустанно занимался
бескорыстной просветительской деятельностью.
Этим он снискал всенародную любовь миллионов
своих последователей. Руководимый им авторский
Центр “Никитинской педагогики” стал для
десятков тысяч родителей и педагогов местом
великого откровения, где им открылись глубина,
беспредельные возможности и перспективы
семейного воспитания.
Предложенные им в конце 60-х годов методы
естественного развития и развивающие игры
позволяют на треть сократить время обучения
детей в школе. Освобождающееся время Б.П.Никитин
рекомендовал использовать для обучения детей
практически полезным навыкам и умениям,
творческой деятельности. Он выступал со
справедливой и резкой критикой существующих
школьных программ, указывая на необходимость
пересмотра до 70 процентов их содержания, считал
планы увеличения сроков школьного обучения
недальновидными и губительными, противоречащими
природе ребенка с одной стороны, и интересам
государства, с другой.
Существующую методическую систему дошкольного
и школьного образовании Б.П. Никитин считал
фабрикой по уничтожению талантов и гениев,
здоровья России, и в этом его можно считать
“Земмельвейсом 20 века”, открытия которого
спасли сотни миллионов жизней женщин - рожениц.
Открытия Б.П. Никитина сохраняют ныне сотни
миллионов талантов и здоровья детей во всем мире.
Родители в России и во всем мире испытывают
чувства глубочайшей благодарности и
признательности к этому величайшему педагогу и
воспитателю XX века. В Германии создан “Институт
Б.П. Никитина”, в Японии методики и развивающие
игры вот уже третье десятилетие используются во
многих дошкольных детских учреждениях. Работы
Б.П. Никитина выдержали более 20 переизданий в
Германии, Японии, издаются в 11 странах мира ...
Являясь фактическим лидером и главой
российской школы педагогов - новаторов, в
последний год жизни Б.П. Никитин работал над
несколькими книгами, обобщающими его научные
поиски, где он излагал свои взгляды на теорию
оптимального развития личности. Только практика
является критерием истины - таково было высшее
требование Б.П. Никитина к своим работам. Этому
правилу он следовал всю жизнь, на много
десятилетий опережая время, и в борьбе с
устаревшими представлениями, оказывая огромное
влияние на педагогическую мысль, на культуру и
практику воспитания. Многообразие идей и
практических результатов работ Б.П. Никитина
позволяют с полным основанием ставить его имя в
ряду таких великих педагогов сподвижников и
новаторов, психологов и Учителей, как
Я. Коменский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко.
Жизнь Бориса Павловича, отданная детям,
навсегда останется ярчайшим примером
беззаветного и самоотверженного служения высшим
идеям гуманизма, делу развития, воспитания и
обучения подрастающих поколений - будущего
России.
Благодарная память о нем навсегда останется в
сердцах миллионов родителей, педагогов и
воспитателей России, а это значит, что дело и
педагогика Б.П. Никитина, его жизнь Просветителя -
это победа, дарующая силу и счастье нашим детям и
внукам.
Президент Ассоциации педагогов-новаторов
П.В. Тюленев