Раннее развитие ребенка
Сайт П.В. Тюленева

500 вопр.ч.3
 Home Частые вопросы "12-летка" Что нового? Поиск Акад.образов.

Home 500 вопр.ч.2

 

Пятьсот вопросов по раннему развитию ребенка. Часть 3. 

22. Какие опасности подстерегают ребенка?

- 1). Гигиена зрения - самое важное, что необходимо соблюдать. Следует обратить внимание на абсолютное соблюдение следующих рекомендаций:

- Расстояние от глаз до книги и освещение во время чтения.

- Расстояние глаз ребенка от пищи во время приема пищи.

- Нельзя раньше времени прокалывать у девочек мочки ушей для сережек.

К другим опасностям относятся следующие:

2). Отсутствие свободного пространства, личного “уголка”

3). Отсутствие свободного (“личного”) времени у ребенка

4). Непонимание родителями естественных целей, потребностей ребенка: ребенок стремится всесторонне и гармонично развить свои способности, а не тратить время попусту...

Опасности таятся и существуют специальные требования по многим вопросам: 1. Кроватка. 2. Пеленки, одеяла. 3. Размеры и форма карточек. 4. Карточки с точками. 5. Рамки - вкладыши, другие пособия Монтессори. 6. Программы Г. Домана. 7. Кубики Зайцева - возраст и сроки применения. 8. Идеи “вальдорфцев”. 9. Медитация и религии.

Обо всех этих опасностях предупреждается в книгах “Читать - раньше, чем ходить” и других.

23. Как устроить ребенка в детский сад в системе МИР?

Для записи ребенка в детский сад нужно занять активную позицию, развить в себе решимость во что бы то ни стало защитить право своего ребенка на лучшее в мире развитие и образование. Если вы приобрели комплект МИР-1, то будете автоматически включены в состав соучредителей своего собственного детского сада, который будет действовать в территориальном центре МИР в вашем районе, в непосредственной близости от места вашего проживания. Вам рекомендуется:

- заранее написать заявление;

- заполнить анкету и подготовить другие общепринятые данные, необходимые для поступление в детское дошкольное учреждение;

- познакомиться с текстом договора, уточнить возникающие вопросы, согласовать его. Для организации детского сада МИР необходимо не менее пяти желающих заниматься в нем.

Поступая в детский сад, ваш ребенок, по вашему желанию, может быть автоматически зачислен и в вузы системы МИР.

Создавая в домашних условиях обстановку в соответствии с системой МИР, вы фактически уже готовите малыша для поступления в “МИР -сад”.

24. Можно ли получать дополнительные материалы через Интернет? Будет ли осуществляться информационная и методическая поддержка?

- Условия и возможности следующие:

1). Если родители укажут адрес своей электронной почты, то им направляется информация обо всем новом, что появляется в МИРе.

Бесплатные адреса электронной почты вы сможете получить у провайдеров www.chat.ru, www.h1.ru и у многих других. Для доступа в Интернет достаточно приобрести карточку, напоминающую карточку для телефонов - автоматов. Разумеется, ваш компьютер должен быть снабжен недорогим устройством - модемом.

2). Официальным пользователям, имеющим оригинальные комплекты дискет, будут доступны графические материалы, через МИР - провайдера, например, через фирму BSIM, которой переданы графические файлы МИР. Если вы выходите в Интернет через провайдера BSIM и заключаете договор, то получаете бесплатную WEB - страницу с ресурсами МИР (MIRGR1), необходимые пароли “пользователя МИР”, FTP - доступ к графическим библиотекам, льготные условия услуг, консультаций по модернизации компьютера до развивающего детей комплекта - станции “МИР ПК”. Полный перечень вопросов и ответы смотрите: http://larisa.h1.ru/faq.htm и др.

25. Я совершенно незнакома с книгами по раннему развитию. Итак, я готова заниматься с ребенком по системе МИР, то есть играть в полезные игры. Но с самого начала: с чего мне начать?

- В любом возрасте малыша нужно ежедневно показывать и давать ребенку новые карточки, мы их называем “опорными образами”. Эти карточки нужно изготавливать только по стандартам системы МИР - тогда они будут оптимальными, то есть максимально полезными, при минимуме затрат.

Сегодня на рынке появляется много вариантов разного рода карточек, но те, кто их предлагает не исследовали и совершенно не понимают законов восприятия малышами окружающего мира. Поэтому карточки Домана, Зайцева и всякого рода карточки лото, “парочки” и проч. совершенно не пригодны для быстрого и оптимального развития.

Что же касается содержания “опорных образов МИР”, то во - первых, это - буквы, черно - белые и без картинок, и, во - вторых, слова с картинками. Никогда не используйте “Азбуку” с картинками!

Изготавливайте “опорные образы” сами, после прочтения книг по системе МИР, используя материалы и образцы комплекта МИР-1. Обычно родители изготавливают по несколько штук в день - так будет намного дешевле и проще, и полезней, если вам будет помогать малыш. Если времени на изготовление недостаточно - приобретайте эти пособия в Центре “МИР детей” по почте или Интернету, используя приведенный в РК “МИР -1” каталог. См. РК" МИР-1"

26. Сколько нужно слов - образов показать ребенку?

Это зависит от того, сколько картинок, карточек - МИР вы сможете показывать малышу ежедневно.

В зависимости от возраста количество новых слов существенно различается. 
См. РК" МИР-1"

Вывод: Выработайте в себе привычку в конце дня учитывать, обсуждать с супругом, сколько опорных образов вы дали, то есть показали или объяснили своему ребенку сегодня, за очередной долгий день, который включает четыре кормления, и одно два “гуляния”, вернее, путешествия?

27. У некоторых родителей имеются карточки подготовленные по книгам Г. Домана. Можно ли их использовать?

- Ни в коем случае! Чтобы добиться даже минимального эффекта с этими карточками, вам придется заниматься по несколько раз в день, отвлекаться от насущных дел.

Няни или гувернеры, как правило, могут у малыша едва ли ни навсегда отбить охоту заниматься. После появления зарубежных книг оказалось, что американцы с карточками, “битами” Г. Домана, рекомендуют с ребенком заниматься более 10 раз в день, а это во всех известных нам случаях вызывает отрицательный эффект, и у родителей, и у ребенка. Мы больше двадцати лет назад отказались от подобных рекомендаций.

Размеры карточек Г. Домана в несколько раз превышают оптимальные, которые рекомендуются в системе МИР. В то же время разработанная и опробованная нами система “развивающих стендов” естественным образом создает такие условия, что малыш “занимается” по программам МИР в несколько раз больше, чем по рекомендациям последователей Г. Домана и другим, но делает это малыш с удовольствием, и только тогда, когда сам захочет. А хочет он заниматься, как выясняется, почти всегда.

Форма карточек и отсутствие надписей в нужном месте и другие их особенности совершенно не соответствует не только требованиям домашнего воспитания, но и сразу двум основным принципам педагогики: непрерывность и повторяемости.

Таким образом, стоимость карточек в системе МИР на порядок ниже, а эффективность во много раз, на порядки, выше, так как карточки и “развивающие стенды” используются ежедневно, в течение нескольких лет, от рождения и до школы и даже позже, в начальных классах.

Еще раз подчеркнем, что, к тому же, карточки МИР разработаны так, что могут применяться не только родителями, нянями и педагогами, но и используются для самостоятельных манипуляций и игр самим ребенком.

И так - ошибки и недоработки практически во всем, что рекомендуется в программах американских авторов в отношении интеллектуального развития.

Кроме того, по почти единодушному мнению многих, имеющих опыт специалистов, многие карточки “программ Домана” являются вредными, например, сотни карточек с изображениями точек, и тысячи карточек со словами. Все это приводит к совершенно ненужным и вредным во всех отношениях затратам.

Вы можете сравнить результаты развития “по - Доману” и “по - Тюленеву”, и сами во всем убедитесь.

Книги С. Лупан опубликованы в России значительно позже получения наших результатов. Для получения превосходных результатов совершенно не требуются рекомендации С. Лупан, хотя мы не видим ничего плохого в том варианте систематизации материала для детей, который осуществила эта замечательная мама - француженка. Но основной материал, который использует С. Лупан основан на истории и культуре Франции, поэтому этот “центрофранкистский”, как и другие подобные материалы не могут без дополнений и изменений содержания быть использованы для воспитания россиянина, а для воспитания француза. Уверен, что любая мама понимает, что это ее ребенку не нужно и опасно.

Примечание: Когда же говорят об общемировой культуре, чаще всего подразумевают сконструированную группой европейских историков 16 - 17 века, и даже 18 -го века историю, которая имеет мало общего с многими археологическими фактами и вообще игнорирует богатую русскую историю, например, за период “до рождества христова”. приводил к тому, что бесценные археологические находки, целые города на территории СССР уничтожались, запахивались.

Принципы систематизации у С. Лупан - это общенаучные, общеобразовательные принципы, которые и надо использовать, вспоминая школьных курс ботаники, биологии и других общеобразовательных предметов. Что же касается методики изготовления, показа и творческого использования полученных знаний - все сказанное по поводу недостатков и ошибок программ Г. Домана относится и к программам С. Лупан, так как она является ученицей Г. Домана, наполнила и пыталась донести содержание этих программ до французской аудитории. Замечательно, что ее деятельность вдохновила многих консультантов и у нас в стране: Е. Пархоменко, Е. Данилову и других.

28. Мы слушали рекомендации некоторых коммерческих лекторов по раннему развитию. Рассказывают они увлекательно, убедительно, но результаты почему - то низкие. Почему?

В 1988 году нами была реализована методика “Читать - раньше, чем ходить”, а годовалый ребенок, встав на ноги за пишущую машинку напечатал первые в мире буквы, слова и простейшие предложения... После наших публикаций (1991 - 1995 г.) и выступлений по телевидению всем стало ясно, что все известные к тому времени методики и супер - результаты, например, Б.П. Никитина, М.П. Щетинина и другие, которые считались в конце 80-х годов, фантастическими, устарели.

Оказались устаревшими и распространенные на западе и в Японии методики раннего развития.

Появившиеся переводы зарубежных авторов (Г. Домана, С. Лупан и других) показали, что проделана огромная работа, и к удивлению нашей армии традиционных педагогов, мировая педагогика ушла от них далеко вперед.

В 1996 году мы с Б.П. Никитиным проанализировали предложенные в США программы раннего развития - они оказались безнадежно отставшими от системы МИР. Однако, благодаря огромным тиражам книг Г. Домана возник колоссальный интерес к раннему развитию и родительской педагогике.

Сегодня в Москве и в других городах имеется много талантливых лекторов и воспитателей, последователей системы МИР, которые быстро набираются положительного опыта раннего развития, постепенно отказавшиеся от устаревших методик. Например, Елена Пархоменко (Южное Бутово), воспитывающая уже четверых собственных детей, консультант по МИР Е. Красавина (г. Одинцово), Ю. Щербаков (г. Балашиха) Лена Данилова и другие ... Пока на их лекции оказывает влияние устаревшие методики, но неизбежно, что практика неминуемо приведет их к системе МИР.

Так, Лена Данилова начала заниматься “ранним развитием” примерно с 1996 года, является ученицей Б. П. Никитина, прошла курсы обучения по методикам Н. Зайцева, читала книги Г. Домана, у нас приобретала некоторые книги по системе МИР: “Читать - раньше, чем ходить”, “Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка” и другие. Она практик, экспериментирует, набирается опыта. Попробовала на своих детях многое из того, что ей было доступно. но, к сожалению, нередко она по - прежнему популяризует и устаревшие методы и программы, требующие больших затрат, а также методы, которые специально разрабатывались для детей с задержками умственного развития, которые в принципе тормозят развитие нормального ребенка.

Многие консультанты только начинают приобретать опыт, результаты которого изложены в материалах системы МИР. 

Им долго еще будут неизвестны близкие и отдаленные последствия, например, проблемы и методы их решения в школе, поскольку дети начинающих консультантов и лекторов еще малы. Не зная этих последствий пока большинство лекторов популяризируют и рекомендуют устаревшие методики, часто не предупреждая об опасностях. Не зная лучших результатов, не предупреждают они и об низкой эффективности этих методик, советуя совершенно несовместимые вещи. В результате, часто все их слушатели вслед за молодыми лекторами и консультантами дружно повторяют ее ошибки и эксперименты. Чтобы этого не произошло, на лекции следует ходить только после знакомства с материалами по системе МИР.

Так, многие лекторы и консультанты настойчиво пытаются применить в раннем развитии (возраст 1 - 2 года) методику Н. Зайцева, специально разрабатывавшуюся и рассчитанную сначала на школьников начальной школы, а затем, несколько лет тому назад и дошкольников 3 - 4 лет. Однако, более раннее применение кубиков будет означать потерю личного времени родителей, нескольких месяцев и тысяч рублей.

На лекциях и занятиях неподготовленных лекторов звучат и рекомендации, связываемые с именем М. Монтессори, которая трудилась еще в начале прошлого, ХХ века, в специальных учреждениях для умственно отсталых детей. Как руководитель детского сада М. Монтессори имела дело с подготовленным персоналом воспитателей и медицинских сестер, но, как известно, совершенно не имела опыта домашнего воспитания собственного ребенка. Как известно, в специальных детских учреждениях всегда имелась мощная материальная база и кадры со специальной подготовкой. В результате, на этих занятиях вас убедят в необходимости безмерных затрат (у М. Монтессори был неограниченный гос. бюджет) и в том, что ребенка нужно отдать в самый дорогостоящий детский сад вашего района. Вот из каких ресурсов исходят нынешние пропагандисты “Монтессори - педагогики”.

Что же касается методики, содержания программ и готовых пособий, то ошибки заключаются в основном в том, что детальное “разжевывание” понятий и операций, принятое в Монтессори сурдопедагогике в большинстве случаев оказывается излишним для нормальных детишек. Это касается практически всех пособий, и эти моменты нами разбираются в соответствующих разделах книг.

Далее, на лекциях вам могут показать приемы, разработанные американским врачом Г. Доманом для реабилитации малышей с черепно - мозговыми травмами. Здесь опять имеется в виду напряженная работа специально подготовленного, обученного и нанятого персонала медсестер и врачей. О наших выводах по результатам сравнения этих методов с системой МИР мы уже говорили - после этих занятий многие отказываются вообще от каких - либо занятий с ребенком.

Все эти лекции и консультации, проводимые консультантами, не имеющими сертификата по МИР, имеют лишь отдаленное отношение к раннему развитию.

29. Какова глубинная причина того, что коммерческие лекторы так любят эти устаревшие “методы раннего развития”?

- Дело в том, что эти методы были рассчитаны на профессиональных педагогов, что вызывает большие, никак неоправданные затраты времени и средств родителей. Стать профессионалом - воспитателем, как призывал Б.П. Никитин, большинство родителей все равно не сможет.

Например, кубики в возрасте 0,5 - 2 года ребенка нельзя оставить без присмотра, малыш найдет им другое применение, сомнет и пр. ... Поэтому родителю нужно пройти курсы стоимостью около 1 тыс. руб. для того чтобы профессионально заниматься с кубиками и таблицами. Далее, для составления даже простых предложений потребуется два - три комплекта кубиков стоимостью около 500 рублей каждый, тогда как их нельзя применять больше одного месяца. Дорогостоящие вкладыши и “комплекты Монтессори” для обычных, нормальных детей вообще не нужны, и т.д. и т.п.

На своих занятиях коммерческие лекторы предлагают некоторые собственные рекомендации, оригинальные и выстраданные и излагаемые эмоционально и с любовью. Такова, например, методика “Мягкое детство”. Эта методика включает в себя бесчисленные игры с мягкими шариками, подушечками и прочими самодельными изделиями из материи и ваты, синтепона ... Оригинально, привлекательно, но, к сожалению, излишне, если есть интеллектуальные или образовательные игры, ведущие к социально значимым целям. Сравните полезность этих манипуляций с развивающими играми Б.П. Никитина, например. Это оригинальное предложение талантливого лектора не соответствует правилу систему МИР - осваивать навыки, которые пригодятся в будущем, помня, что человеческие ресурсы ограничены.

Другое предложение Елены Сурпо, из Минска. Она работает над реализацией идеи “мягких букв”, рекомендованных в системе МИР. Эта методика изготовления пособий, так же, как “мягкое детство”, зарегистрирована в агентстве АНПА, но мы ее всячески рекомендуем, как полезную, которая экономит ресурсы времени ребенка.

Мы приветствуем все, что лекторы по раннему развитию рассказывают и развивают из системы МИР (“принцип полезности”, “обучать - раньше, чем ходить”, изготовление самодельных книжек, и др.). Кроме того, мы поддерживаем многие рекомендуемые ими приемы и пособия из системы Б. П. Никитина и других авторов, но не можем согласиться и категорически отрицаем все, что берется ими из устаревших и вредных для интеллектуального развития методик Г. Домана, М. Монтессори, неправильного применения прекрасных методик Н. Зайцева. Конечно, мы будем рады появлению любых полезных рекомендаций у лекторов по раннему развитию. Авторское агентство АНПА тщательно регистрирует их в качестве авторских разработок.

30. Как же разобраться и каких лекторов слушать?

Я думаю, что нужно посещать занятия только тех лекторов, которые имеют сертификат, справку о том, что они знают методы раннего развития. Но какую требовать “справку”? Поскольку существуют разные школы, то нужно смотреть на цели и результаты и здесь все совершенно четко: цели должны отражать пожелания родителей и отражать биосоциальные потребности вашего ребенка. Система МИР стремится к тому, чтобы каждый ребенок мог получить высшее образование еще до исполнения восемнадцати лет, и считает нынешнюю систему образования губительной, приведшей страну к нынешнему кризису путем безвозвратного поглощения более половины нацонального дохода и отнимания самых продуктивных лет отпущенной нашим детям человеческой жизни.

Что касается родительских результатов: к 2000 году родители (Юлия Князева, Владимир Быков) подтвердили программу обоснованную в системе МИР и объявленную в 1991 году, о том, что обычный ребенок вполне в состоянии (в игровой форме!) окончить первый вуз в 12 - 14 лет. Другие результаты вы найдете в материалах по МИР.

Как все - таки, различить серьезных консультантов и лекторов, от коммерсантов от раннего развития?

Существуют принципиальные различия между лекторами и педагогами - коммерсантами, с одной стороны, и исследователями, создателями систем и программ раннего развития, с другой стороны. Очевидно, что раннее развитие приводит к сокращению сроков общего школьного образования - иначе зачел же оно нужно?

Например, все создатели направления раннего развития и эффективного образования, такие как Никитин, Зайцев, Шаталов, Амонашвили и другие выступают против двенадцатилетнего обучения в школе.

Коммерческие же лектора часто не имеют своей позиции, они делают то, что выгодно, им совершенно все равно - лишь бы покупали побольше и подороже, учились популярным методам, но только не тем, которые сокращают процесс обучения. Они не задумываются, что будет с вашими развитыми детьми в школе, и далее. Многие из них, мы считаем, позорно сдают детей “традиционным педагогам” я бы сказал, на растерзание, и даже поддерживают незаконные действия традиционных педагогов за введение “двенадцатилетки”, - об этом нам неоднократно и недоуменно писали родители. Эта позиция объясняется, например, отчасти тем, что начинающие консультанты пока еще знают, как развитым детям унизительно и дискомфортно учиться в “традиционной школе”.

Выводы:

1) Большую опасность представляет нежелание коммерческих лекторов предупреждать родителей об установленных отрицательных последствиях неправильного применения популярных методик. В нашей стране этим особенно грешат “зайчисты” - они будут молчать, даже если вы их уличите в сокрытии этой информации.

Естественно, что вследствие применения, в основном, перечисленных известных устаревших методик, у консультантов по “раннему развитию” пока что отсутствуют результаты, представляющие научный интерес или приоритет.

2). Коммерческие предложения лекторов и консультантов, не сертифицированных в АОР, включают многие методы непригодные для “раннего развития” и массу ненужных, неэффективных с научной точки зрения, пособий, типа “рамок - вкладышей” Монтессори и других.

3) Даже некоторые ученые, кандидаты и доктора наук, пишущие сегодня книги на эту тему, начиная свой путь в “раннее развитие”, слепо повторяют исследования и ошибки присущие американской школе Г. Домана. Им можно ошибаться, они - исследователи и когда - нибудь придут к истине.

Но родители не должны дать себя ввести в заблуждение - ведь речь идет о собственных детях.

31. Мы видели карточки Н. Зайцева, Г. Домана. Там тоже изображения животных. Можем ли мы их использовать?

- Эти карточки в домашнем воспитании и образовании использовать нельзя, так как они изначально были предназначены для педагогов в начальных школах и воспитателей в детском саду, в больничных условиях. Эти карточки изготовлены так, что будут отнимать у вас драгоценное время. Так, отсутствует подпись в нужном месте, нет отверстия, необходимого для периода от 6 месяцев и старше, и другие недостатки. Малыши так же не смогут эти карточки самостоятельно их использовать, что является обязательным условием эффективного развития.

Карточки МИР не только используются в несколько раз чаще и дольше, и они проектировались в три раза более многофункциональными, чем “карточки Зайцева”.

Тем более вышесказанные замечания относятся к “карточкам Домана” и Сесиль Лупан - у них карточки еще больше по размерам, неудобны для домашнего использования и еще более затруднительно их самостоятельное манипулирование ребенком.

В то же время карточки МИР не только дешевле, но их можно подвешивать на развивающий стенд, приклеивать, манипулировать ими, что очень важно для развития умственной трудоспособности ребенка. Они разработаны в соответствии с концепцией микрошколы”, “минишколы” и других фундаментальных положений системы МИР, которые вы найдете на страницах книги “Читать - раньше, чем ходить”. Практичность и эффективность их выше на порядок, в 15 - 25 раз, чем, соответственно, карточек Н. Зайцева и Г. Домана.

32. Где взять карточки, так называемые мир - образы слов?

- Обратите внимание на перечень материалов МИР - там имеется более 2-х тысяч карточек, то есть вам хватит почти на три года занятий. Учитывайте и то обстоятельство, что если эти изображения сочетать на изготавливаемых “карточках МИР”, то у вас может получится в несколько раз больше. Инструкция про установке этих карточек имеется в перечне материалов МИР-1. Вы их увеличиваете в 20 и более раз, получаются изображения, которые можно разместить на карточка формата МИР. Только нужно строго следовать правилам изготовления “карточек - мир”. Если вы хоть в малом измените эти требования, то карточки могут стать в несколько раз менее эффективными.

33. Многие имели возможность знакомиться с книгой Масару Ибука “После трех - уже поздно”. Как вы относитесь к этой книжке?

- В свое время это была замечательная книга, которая помогла многим родителям уяснить, что нельзя упускать первые годы жизни ребенка. Эта книга появилась почти тридцать лет тому назад, и сильно устарела, хотя, без сомнения, остается весьма полезной для начинающих в качестве моральной поддержки. Она написана вдохновенным родителем и энтузиастом, замечательным организатором и предпринимателем, под влиянием идей и результатов Б. Никитина, на основе тогдашнего уровня накопленного опыта.

Однако, эта книга содержит много рекомендаций, которые уже считаются ошибочными. Например, там рекомендуется включать классическую музыку ребенку, а это, как установлено в последовавшие десятилетия, вовсе не позволяет малышу быстро развивать свой музыкальный интеллект. Красиво, но вредно и опасно.

Наши результаты показывают, что сначала нужно ребенку развить слух, усвоить более простые музыкальные элементы, идти от простого к сложному, а не наоборот. Малыши чувствуют себя униженными и беспомощными, когда вдруг осознают, что не могут воспроизвести шедевры мировой классической музыки. Даже дети музыкальных родителей и педагогов часто утрачивают желание заниматься музыкой, а наша задача сделать музыкально одаренным любого ребенка- даже в немузыкальной семье. Ранняя демонстрация классической музыки во большинстве случаев оказывается для ребенка чудовищным, незабываемым стрессом для личности. Этому же стрессу подвергают наших детей программы “музыкального образования”, предложенные традиционной педагогикой, но позже, в школе. В этих программах делается чудовищная по своей недальновидности установка на то, чтобы дети не творили музыку, а потребляли ее. Рекомендации же Масару Ибука привели к тотальному отрицанию классической музыки молодежью 80 - 90 - х годов, о чем горестно вздыхают музыковеды. Получилось, что благими намерениями пришли к отрицательному результату - что же в этом хорошего? Подобных рекомендаций в книге Масару Ибука - много, и мы против многих разделов этой, очень устаревшей книги, хотя лозунг - призыв “после трех - уже поздно” мы всячески поддерживаем.

34. Многие родители опасаются, что ребенку нечего будет делать в школе.

- “Неинтересно в школе” - проблема, которая существует только в традиционных школах и гимназиях. Но эта проблема, на самом деле, давно решена членами АОР. Кроме того, исследуют пути преобразования школ в Институте психологии под руководство В. Рубцова. Мы видим единственный выход - в создании “школ МИР”. Вместе с родителями мы создаем школы МИР - где собрание учредителей состоит из родителей, а педагоги работают по найму. Только тогда будет осуществлен должный контроль. Отбор педагогов будет вестись по результатам и их квалификации, вернее, по их результативности. Вы, наверное, знаете, что академик АОР В.Ф. Шаталов еще 30 лет тому назад разработал и блестяще реализовал программу “Школы - без отстающих”, “Школы - без троечников” и другие. Только когда ваш ребенок будет учиться в такой школе, вы можете быть уверенными, что он будет блестяще учиться, и ему будет интересно в школе.

35. По собственному опыту знаю, что маленьким и слабым, хотя и умным в школе приходится не сладко. Не останется ли “вундеркинд” одиноким, ведь многие люди интуитивно боится и избегают общаться с теми, кто умнее?

- Да, общаясь со слабо развитыми детьми ребенок набирается плохих привычек. Вы можете следовать русской поговорке: “с кем поведешься, от того и наберешься”. Чтобы ребенок не остался одиноким, найдите подруг и друзей среди тех, кто успешно занимается по рекомендациям системы МИР со своими малышами - списки этих замечательных родителей мы предоставляем всем нашим родителям, и приглашаем вас в клуб общения и совместной заботы о будущем ваших детей.

Вместе с родителями мы создаем детские ясли, сады и школы, где все дети чувствуют себя комфортно и полностью реализуют свой (и, разумеется, ваш) потенциал.

Для этого мы принимаем на работу только таких педагогов, которые подготовлены, умеют и желают работать в разновозрастных классах. Так же, как в США, педагоги МИР не допускаются к работе, если они не прошли курс специальной подготовки по методам поиска и поддержки особоразвитых детей, особенно маленьких, потенциальных или состоявшихся вундеркиндов. Согласно существующим меркам - рано начавшие читать дети попадают в разряд “вундеркиндов”. Ведь эти дети - золотой, алмазный фонд любой нации. Любой педагог обязан быть искателем и хранителем таких кладов. Но для системы МИР - все дети - потенциальные гении и таланты. Школа МИР - это прежде всего - центр формирования и развития талантов во всех и в каждом.

36. Как, все же, надежно, то есть, навсегда рассеять опасения родителей, что у особенно умных детей будет мало друзей, появятся трудности в общении со сверстниками?

- Проблема общения, или по - научному, “социальной адаптации” оказалась самой трудной проблемой. Через два - три года ребенок станет вундеркиндом, и ему не с кем будет общаться. Но она легко решается самими родителями - просто они подбирают себе знакомых с такими же малышами, и вместе развивают своих малышей. Это самый надежный способ обеспечить благоприятную социальную среду своему ребенку, ведь когда - то дети повзрослеют, им нужно будет искать равных себе партнеров для создания семей. Общение с единомышленниками не только ничего не стоит для родителей, но часто становится полезным для активных родителей.

Малыши, развивающиеся по системе МИР, когда оказываются вместе, ускоряют развитие друг - друга, играют в знакомые обоим игры, сразу находят общий язык. В будущем из таких детей могут получиться блестящие супружеские пары.

37. Сегодня в Интернете существует немало сайтов, посвященных развитию детей. Но что - то там ничего невозможно понять. Что вы посоветуете?

Отвечает Интернет - консультант Центра МИР детей, Максим Иванов:

- Мы постоянно работаем с источниками в Интернете, непосредственно участвуем в дискуссиях, ведем ряд сайтов. Попробуем дать объективную характеристику положения дел с просвещением родителей и пропагандой идей раннего развития, с одной стороны и рекламой вредных товаров и пособий, устаревших методик, с другой.

Многое, и прежде всего уровень телеконференции, зависит от редакторов, или, как это называется в Сети, от модераторов. Это - бог телеконференции, как правило, женщина - программист, не имеющая серьезного опыта раннего развития, малыш которой развивался как попало, и уже вырос. Но всемогущий модератор, который задает тон обсуждений, решает, быть вам или хулиганам и нанятым рекламным агентам на форуме, или не быть. Именно она определяет уровень телеконференции, и делает это субъективно или профессионально. Ей нужно уметь желать счастья нуждающимся, родителям, необходимо вовремя разглядеть рекламных агентов, продающих устаревшие пособия и памперсы... Сложнее предотвратить нашествие “захватчиков”, на которых часто жалуются родители, и которые просто специально не дают обсуждать вопросы по - с уществу. 

Если модератор, как спикер нижней палаты парламента, не отключает агрессивных невежд от микрофона, то они, как правило не дают возможности вести конструктивное обсуждение новых методик.

Возьмем наиболее характерные примеры. В конце 2000 года наш Центр направил в “Телеконференцию по раннему развитию” поздравление родителям с началом новой эры - Человека Развитого, как результат именно раннего развития. Что же сделал модератор, который должен бы поощрять тематику раннего развития? Вы можете сами убедиться, что из 15 (пятнадцати!) ответов он оставил один, самый негативный ответ - грубый и кичливый, совершенно не к месту, с теологическими претензиями, - выпад в адрес центра раннего развития “МИР детей”, на сайте которого ( www.larisa.h1.ru ) размещено это поздравление. Под знаком такого отношения (“собака на сене”) был завершен год раннего развития на одноименной телеконференции - чего же ожидать здесь родителям?

Вот одно из совсем недавних доказательств работы модераторов против родителей. В апреле нынешнего, 2001 года, был задан вопрос о системе раннего развития МИР и о последствиях, на который был послан подробнейший ответ. О том, как окончила школу и учится в мединституте старшая дочь П.В. Тюленева, а также о том, как чувствует себя и чем занимается младшая дочь, Лариса. Но в итоге в архиве телеконференции вы не найдете ни этого ответа, ни отзывов других родителей, а только отзыв на ответ некоей “Кати”, ответ который переписывается уже третий год на любые  сообщения об итогах раннего развития. Приведем здесь, то, что осталось от подробного ответа нашего центра и от дискуссии, проиллюстрируем, что же так греет душу модератора? Вот что оставил от почти десятка отзывов модератор в архиве от 12 апреля 2001 года: “Система МИР подходит только для дочери П.В. Тюленева. Не стоит тратить времени на эту методику.”

На другом сайте по раннему развитию модератор, мама давно подросшего ребенка, сразу пишет: “Я не читала книг П.В. Тюленева, но и вам не советую”. 
Ни больше, ни меньше!

Зато в архивах остаются упорно направляемые сообщения закоренелых традиционных педагогов, которые и в мыслях то не пробовали обдумать, не то что проверить, методы интеллектуального развития на практике.

Так, “Нина Григорьевна”, не имеющая абсолютно никаких результатов по раннему развитию, кроме поздних, полученных “по - Зайцеву”, и рассуждающая о раннем развитии до 1 года почти умозрительно, присутствует в качестве постоянного консультанта, и ее сообщения неизменно вы можете наблюдать в архивах телеконференций по раннему развитию, и в других.

Она, к примеру, призывает:

- руководствоваться здравым смыслом (её или чьим, ведь имеется немало специалистов именно в раннем развитии, которым тоже призывают к здравому смыслу?);

- учитывать закономерности развития ребенка,- но именно ей нужно было бы узнать, что это за закономерности. Ведь законы раннего развития открыты в последние два десятилетия, и их не признает, вернее, не хочет видеть, традиционная педагогика - просто закрывая глаза на все новое, научное;

- правильно то, что она рекомендует сначала узнать во всех подробностях о методике - думается, и ей нужно изучить под руководством специалистов систему МИР, прежде чем браться за оценки.

Критикуя чью - то фразу: “А годовалые и младше, как только начинают говорить, тут же начинают и читать... Вот так и рождаются легенды...” - Нина Григорьевна тут же выдает себя, что не читала внимательно даже Г. Домана, не говоря уже о Б. Никитине и А. Шароварове, и тем более не смотрела текстов и документов, приводимых П.В. Тюленевым. Да и зачем ей это делать, если она не хочет видеть фактов? Еще Г. Доман четверть века назад писал, что если человек сразу не принял и не понял раннее развитие, то пытаться ему что - то объяснить будет бесполезно. В этом случае речь идет не о легендах, а о фактах, неоднократно установленных. 

Но как родители смогут узнать о всех этапах реализации методик раннего развития, если модераторы не создают для этого условий?

      За редким исключением, модераторы, увы, не всегда распознают новое, и два - три старожила как правило, фактически руководят такой телеконференцией, превратив ее в свои собственные "посиделки". Поэтому многие телеконференции по раннему развитию выглядят, увы, как “бабки на посиделках”, что всегда вызывает чувство неудовлетворения у большинства новых родителей, которые еще новичками, “чайниками” впервые приходят на форум. Поскольку “старожилы” почему - то, по два - три года остаются на телеконференциях по раннему развитию, - хотя их дети уже давно выросли из раннего возраста (до 1 - 2 лет), - и продолжают обсуждать свои личные проблемы, то большинство родителей ничего не получая на таких форумах так и уходят ни с чем.

Естественно, что возникают вопросы: “Как получается - пришел, хотел узнать о раннем развитии - и ничего непонял?” - видимо именно такую цель ставят означенные старожилы, а модератор, вольно или не вольно, им содействует - тут уж он хозяин, его позиция определяет все. Кто же еще отвечает за указанные факты откровенной подтасовки материалов, тем более о передергивании сообщений да еще в архиве? Может ли быть доверие к такой телеконференции? Но времена меняются, люди - тем более. Всегда остается надежда, что появится честный и сознательный, неравнодушный к проблемам нашей страны и желающий помочь родителям, модератор. 
      В последнее время выход нашли модераторы на "www.7ya.ru": они инициируют обсуждения тем, которые действительно представляют собой предмет раннего развития. Хорошо бы, чтобы об интеллектуальном развитии не забывали и на других телеконференциях, посвященных возрастам ребенка до 1 года, 3 и 7 лет. 

      Скажем, родитель пришел узнать, можно ли годовалому ребенку показывать буквы, а там уже приводят длинные столбцы стихотворений, рассказывают о фракталах или “играх с омонимами, которые придумал мой ребенок”. Все это, безусловно, интересно и полезно - но подумайте о других родителях, и переместитесь, пожалуйста, в раздел, телеконференцию скажем “Ребенок до 3-х лет”, или “Ребенок до 7 лет”, или, наконец: “ “Высшее образование для малышей от 3-х лет”.

      В числе старожилов - очевидно присутствуют рекламные агенты. Например, мы насчитали за год более 100 вопросов типа: “Как найти магазин детских товаров такой - то?”.или типа "Кто в "Зеленую дверцу"?" И, разумеется, тут же следует ответ того же агента, который и “задал” вопрос. То же самое вы сможете наблюдать в вопросах по “кубикам Зайцева”, методике Домана, ретроградным программам “Истоки” и др.

      Отставшие от прогресса “посиделки” и рекламные агенты возмущаются и ругаются, когда возникают обсуждения принципиально новых методов, которые им неведомы, да к тому же, наверное, грозят оставить из без приработка. Это и оказывает решающее влияние на уровень конференций - а иначе как объяснить враждемное отношение к обсуждению мноых методов?.

      Если, следуя своему разумению, редактор - модератор конференций “не модерирует”, то есть не удаляет грубые нападки на специалистов, то естественно, что эти специалисты - профессионалы по раннему развитию, - как правило, немедленно “уходят” с подобных телеконференций, чтобы не терять зря времени, сил и эмоций.

- Почему на телеконференциях по развитию детей господствуют памперсы, кубики и проч., то есть все, все, что приносят доход рекламным агентам, а семьям и детям - вред, явно вредные привички и проч.?

Это - отражение позиции модераторов, только они в состоянии изменить ситуацию. Но многие из них путают просвещение с рекламой. Новые, просветительские, научные сообщения всегда поддерживаются в противовес вредному, рекламе, которая сообщает о том, что тиражируется, продается, даже во вред населению - например, памперсы и многое другое. 
      Например, реклама пива уничтожила в России в 2000 - 2001, в  период власти В. Путина уже потерян интеллект и будущее едва ли не половины детей возрастов от 14 до 18 лет, - поскольку пивной алкоголизм не лечится даже у взрослых. Этот алкоголизм по самым строгим научным данным сократит продолжительность жизни у этих несчастных миллионов детей, будущих граждан, в среднем на 15 лет. 
      Реклама ходунков, прыгунков, памперсов приводит к массовому распространению дурных привычек, к изъятию громадных средств у населения, и, соответственно, к невозможности дать полноценное интеллектуальное развитие детям. Все это ведет к сокращению продолжительности жизни, к банальному  геноциду населения в конечном счете. 

      Например, в известных нам форумах по раннему развитию в последний год, вследствие не целеустремленных действий модераторов, уровень содержания понизился до недопустимого. Теперь эти сайты часто только отнимают время в попытках родителей разобраться в дилетантских суждениях и отвлекающих от дела проектах.

      В 2000 - 2001 г. на одном из популярнейших сайтов web - дизайнер буквально диктаторски определяет тематику, совершенно не смысля в раннем развитии, подбирает и подает информацию по собственному разумению, тем самым лишая родителей сколь - нибудь правдивой информации о раннем развитии. Но этой, по сути, дезинформационной деятельности ему оказывается недостаточно, и он постоянно рекламирует свой персональный сайт...

      Распознать подобные сайты легко: на них действительно, непрерывно рекламируются и обсуждаются памперсы, вредные по мнению медиков, и отнимающие средства родителей от интеллектуального развития; продаются дорогостоящие но абсолютно ненужные игрушки и пособия, которые выдаются за пособия по раннему развитию.

      Родителей, посещающих такие сайты, как правило, постигает разочарование.

      Дело в том, что в числе “постоянных”, дежурных посетителей на этих сайтах - рекламные агенты, которые осуществляют мониторинг и “набрасываются” на каждого незадачливого родителя, и обрушивают на него массу предложений. Создавая видимость оживленной дискуссии эти агенты засыпают посетителей “кубиками Зайцева”, о которых мы уже говорили, “рамками - вкладышами Монтессори”, приглашают в магазины.

      Далее путь известен: введенный рекламными агентами - профессионалами родитель, потратив деньги на неэффективные пособия и не получив ожидаемые результаты, разочаровывается и перестает серьезно заниматься с ребенком. Попадая же в такие магазины, неподготовленный родитель оказывается там, откуда начал: многообразие товаров ошарашивает и дезинформирует его, потому что полезные и эффективные игрушки и пособия, рекомендуемые системой МИР там отыскать очень трудно - они не выгодны продавцам, потому что очень дешевы и лишают их возможности продать горы ненужных пособий и игрушек.

- Какой же имеется выход из создавшейся ситуации? Что вы порекомендуете делать?

Нужно обращать внимание на результаты, которых достиг конкретный воспитатель, консультант, педагог или школа. В коммерческих сайтах, неумело редактируемых, невозможно разобраться в раннем развитии, и как правило, попытки сделать это представляют собой безвозвратно потерянное время и средства.

Это наглядно демонстрируют, например, статьи, где к методикам раннего развития автор - филолог относит “вальдорфскую педагогику”, антиинтеллектуальную по своей начальной сути.

Правда, на сайтах имеются постоянные жалобы, сообщения о неудачах в применении программ Г. Домана, дороговизне “садов Монтессори” ... Но эти жалобщики немедленно подавляются “рекламистами”. Анализ поступающей информации показывает, что радостные возгласы “У нас получилось!” раздаются, как правило, только тогда, когда догадливая мама сумела изменить ключевые элементы устаревших методик, превратила их, по существу, в “мировские”, в научно рекомендуемые приемы и методы.

На этих сайтах можно встретить критику и нападки на систему МИР. Эти выступления говорят сами за себя:

“Игрушкобол” - вреден для воспитания, так как приучает ребенка бросать игрушки на пол!”.

- Следует заметить, что более правильное название
этого занятия “Игра в Ньютона”, по имени того
самого И. Ньютона, который аналогичным образом
“играя” сделать свое главное открытие -
“закон Ньютона”.

“Кормлечтение” вредно для пищеварения!”

- Во - первых, это делается в конце кормления,
или сразу после него, или при так называемом
”докорме”. Не менее 80 % родителей в том или
ином виде, бессознательно используют этот
прием, чтобы докормить ребенка, показывая
ему что - то или отвлекая внимание, чтобы
дотянуть до положенной нормы. Написавший
это видимо забыл, сколько он съедает
пищи просматривая газеты, книги, телевизор.
Оказывается, подавляющему большинству
и самому оппоненту “Кормлечтение” вовсе не
вредно, а ребенку он почему - то отказывает в этом.

“Я не читала книг Тюленева, но слышала, что методы интеллектуального развития подходят только исключительно для его дочки” (Модератор сайта)

- Удивительно! Как можно распространять - 
в должности, которая обязывает к 
беспристрастности и объективности, 
столь категоричные высказывания, 
не почитав и не попробовав на практике
 рекомендации МИР?!

И так далее, и тому подобное.

      Например, консультант, назовем ее “Нина Ивановна” на телеконференции популярного сайта для родителей, открыто хотя и в мягкой форме, выступает против раннего развития, а модератор, сам же установивший правила, запрещающий такую позицию, этого не замечает. Для “Нины Ивановны” и других традиционных педагогов, даже результаты Лены Даниловой, - дочка которой начала уверенно читать отдельные слова в 2,5 года, как она рассказывала в 1999 году, - кажутся фантастическими, невоспроизводимыми. В то же время, настоящее раннее развитие при условии правильного использования рекомендаций МИР давно уже, еще в 1989 - 1990 году перешло рубеж чтения и печатания слов в 1,5 года.

      Приглашение или “допущение” на специализированную телеконференцию консультанта, знакомого лишь с “школьно - дошкольной методикой” Н. Зайцева, но явно некомпетентного в вопросах “раннего развития”, означает лишь одно: отбрасывание форума на несколько лет назад. А ведь еще год тому назад уровень этой телеконференции был неизмеримо выше!

      Представлены устаревшими и ошибочными методиками, требующими больших затрат, сайты лекторов, консультантов по раннему развитию. Вы можете убедиться, что постоянные темы этих телеконференций: “кубики Зайцева”, которые опасно применять для обучения более 3 - 4 недель и др.; “рамки - вкладыши”, предназначенные, как известно, для детей с серьезными задержками умственного развития, многие другие пособия и рекомендации. Все это выдается за новое слово в педагогике. С обычных конференций по воспитанию все вытеснили памперсы, вредные для здоровья и привычек...

      Что же делать? Выход, думается, может быть только один: если у вас мало времени, и вы не хотите его терять, то по непростому вопросу “раннего развития” нужно посещать специализированные сайты: “МИР детей”, “Читать - раньше, чем ходить”, “Раннее развитие ребенка” и другие, подготовленные под методическим и научным руководством или при участии Академии образования и развития (АОР).

      Пока модераторы не будут приглашать специалистов - профессионалов для серьезной работы, уровень их телеконференций будет оставаться недопустимо низким.  
     Ну а что же деятельность "захватчиков" и рекламных агентов, сознательно не дающих родителям обсуждать тематику раннего развития? Если следовать примеру пророчеств Библии, то увы - за такую деятельность, за такой грех, бог будет наказывать в нескольких поколениях, именно так оценивается массовая дезинформация в реке пространства - времени.

 

Home Up 500 вопр.ч.4
"Раннее развитие ребенка" и "Система МИР", а так же названия методов "Читать, считать, знать ноты ... - раньше, чем ходить" и т.д. являются торговыми марками Академии образования, социального и экономического развития. Все права защищены,  и зарегистрированы. Использование без сылок на сайт запрещается. 
Вопросы и предложения направляйте по адресу: aor@oss.ru , mirr@chat.ru или tyulenev@chat.ru .
Copyright © 2000 Академия образования, социального и экономического развития. 
All rights reserved.
Последняя модификация: пятница июня 29, 2001.