Раннее
развитие детей
|
Материалы к обращению Президента В.В. Путина к Совещанию работников образования Проект Уважаемые работники образования, представители самой важной профессии сегодня для судеб России! Приветствуя Вас на этом Совещании, я хотел бы подчеркнуть его особую значимость: все мы должны осознать, то, что как вы, работники образования научите, то мы и получим в итоге. Потому что все, без исключения, и экономисты, и политики получают, или не получают созидательный импульс и энергию в системе образования. Благодаря вам страна должна получить мощный импульс для всего последующего развития. 1. Новые цели образования - “Развивая детей - развиваем Россию” Поэтому нужно четко осознать, что главной целью образования должно стать развитие России. Не учеба ради учебы, не аморфное “непрерывное образование”, а образование с целью развития России. А Россия - это каждый ребенок в отдельности, это каждая семья, дом, улица, поселок, город и регионы ... Мне бы хотелось, чтобы общим знаменателем ваших предложений стала именно эта цель, не общие слова, а ее пути достижения материализованная в методики, учебники и задачи по арифметике. Образование только тогда будет иметь смысл в условиях выхода из кризиса, когда после каждого цикла ваш наши ученики смогут ответить на вопрос: “Как ты будешь развивать Россию?” По ответам в сочинениях на эту тему вы сможете ясно судить, чему научили ребенка? Польза от образования будет только тогда, когда любой подготавливаемый вами дошкольник сможет ответить, как он будет помогать маме, школьник представит проект дизайна стен деревенской школы или обустройства городского квартала, а студент представит свой проект развития, например, города или региона ... 2. Каким должно быть образование? Двадцатый век подарил цивилизации важные для формирования менталитета понятия. Одно из таких понятий - оптимизация, требование добиваться максимальных результатов при минимальных затратах. Это - главный закон, главное условие успешного развития любых самоорганизующихся систем. Образование должно стать оптимальным. Поэтому снова и снова нужно проверять себя, соответствуют ли предлагаемые вами инновации требованию оптимальности? 3. Чем располагает наука, чтобы сделать образование оптимальным? В минувшем столетии российское образование не переставало удивлять мир контрастами. Для разработки концепции нового образования нужно воспользоваться и развить самое лучшее и учесть опыт ошибок. Первое. Ценой огромных усилий народом России было создана самая мощная инфраструктура образования. Но эта система образования оказалась самой неэффективной, самая большая армия научных работников привела к застою. Виной этому, я считаю, хорошо известная направленность образования на формирование “середнячка - исполнителя”, нелепое положение, внушаемое педагогам - руководителям, что. ”гениев не может быть слишком много”. Стране нужны гении, выдающиеся личности, лидеры. Кто из них истинный гений - это - не нам решать, пусть они сами разберутся. Нужно, не разрушая инфраструктуру, повысить эффективность образования. Второе. В области повышения эффективности России принадлежат тоже самые выдающиеся результаты в мире. Вы хорошо знаете, что созданы дидактические системы позволяющие в два, и более раз повысить эффективность обучения, дошкольного физического и интеллектуального развития. Сегодня наши педагоги - новаторы умеют дать высшее образование так же, как это сделал отец Норберта Винера, Карла Витте, то есть, задолго до достижения ребенком 18 лет. Я имею в виде всемирно теперь уже известные работы педагогов - новаторов В.Ф. Шаталова, Б.П. Никитина, П.В. Тюленева, М.П. Щетинина, Н.А. Зайцева, Базарного и других. Эти системы позволяют сократить сроки обучения по одним предметам, расширить учебную программу, добавив другие, которые повысят творческий потенциал выпускников, позволят укрепить их здоровье. Образование начало XXI века мы видим как период массового изучения и освоения хорошо зарекомендовавших себя методов педагогов - новаторов. Третье важнейшее достижение - создание системы стандартов образования Российской Академией образования. Наконец - то мы получаем научно обоснованный подход к определению того минимума знаний. Однако, стандарты должны стать действительно, соответствовать мировому уровню, они не должны вдруг оказаться тормозом, как опасаются многие. Так, например, в области информационных технологий происходит обновление едва ли не каждые полгода. Поэтому, предлагаемые стандарты должны пересматриваться, дополняться не реже, чем ежегодно. Современные средства телекоммуникаций, Интернет позволяют производить обновление в автоматическом режиме. Хорошо известно, что экономику делают люди, производительные силы. Бесполезно вкладывать бюджетные средства в материальные объекты - они могут устареть. Поэтому суммарные вложения в образование превышают в развитых странах все остальные. Будущая развитая Россия - это интеллектуальное развитие детей плюс информатизация всех школ. Четвертое. Мощный задел создан у нас в информатизации образования. Однако, его реализация затягивается. Информация, так же как когда - то электричество, должна войти в каждый дом. Во всяком случае, система образования должна обеспечить доступ в Интернет каждому ребенку в России, через школьные компьютеры. Нам представляется совершенно недопустимым тот факт, что из 70 000 школ более половины не имеет даже одного компьютера. Тем более, если речь идет о школе в отдаленном поселке. Именно эта школа нуждается в компьютере коллективного пользования, потому что благодаря Интернет в этом поселке школьникам станут доступными все достижения мировой цивилизации. Сегодня сотовая связь позволяет обеспечить подключение к мировой цивилизации и “мировому рынку” любой, самой казалось бы заброшенной деревушки на просторах России. Органам, занимающимся лицензированием Интернет провайдеров, нужно постараться разработать квоты оказания Интернет услуг школам, не имеющим выхода в Интернет, в зависимости от возможностей каждой компании. Нужно, чтобы российские Интернет - провайдеры открывал бесплатную персональную страничку на каждого родившегося ребенка, это действительно, при современных возможностях техники, почти ничего им не будет стоить. Тогда наши органы образования и здравоохранения смогут автоматически решить проблему медицинского и образовательного мониторинга наших замечательных граждан. Сегодня Россия располагает самой большой армией педагогов, но многие из них остаются без работы. Давайте определим возможности оптимального включения этого потенциала. На сегодня мы имеем несколько вариантов путей развития образования, основных среди них - два. “Двенадцатилетка среднего образования”, предложенная Минобразования, использующая экстенсивный подход, основана на том, что ничего нового в методике сделать нельзя, улучшать образование можно только за счет увеличения сроков обучения. “Восемнадцатилетка общего высшего образования”, предложенная Ассоциацией педагогов В.Ф. Шаталовым, Б.П. Никитиным, Н.А. Зайцевым, П.В. Тюленевым, основана на интенсивном пути развития образования, на использовании новых научных и методических достижений. . “Десятилетка”, пока оставить все как есть, которую в основном, придерживается большинство РАО. Нужно четко сказать, что позиция Минобразования, как государственного учреждения в демократическом обществе должна быть демократичной, непредвзятой. И главное в этом деле: нельзя допускать монополию каких -то одних точек зрения. Это недопустимо. Альтернативные концепции должны быть представлены на этом совещании. Мы надеемся услышать их во втором дне работы совещания. Рассмотрим вариант “двенадцатилетнее общее среднее образование, от 7 до 19 лет”. Во - первых, почему выпадает самый важный для формирования личности, ее творческих способностей возрастной период от 0 до 7 лет. То есть, эта концепция не соответствует научно обоснованному принципу непрерывности образования”. Второе, срок до 19 лет ставит в неравные условия тех молодых граждан, которые в 17 - 18 лет хотят уже создать семьи. А разве не это не самое главное для будущего страны? Получается, все, кто будет создавать семьи, воспитывать детей, окажутся даже без среднего образования, с низким уровнем доходов, и так далее. Возможности получения образования их тоже будут снижены, то есть армия педагогов останется без работы. Те кто будет учиться - не сможет раньше создать семьи, родить детей - снова педагоги остаются без работы, чуть позже... Здесь, “куда ни кинь - всюду клин”. То есть, в предлагаемом варианте “двенадцатилетка” оказывается антидемократичной, дискриминирующей важнейшие группы населения, концепцией. Сегодняшнее совещание, я думаю, позволит вскрыть и проанализировать все недостатки и достоинства этой, и других концепций. Естественно, нас интересует и альтернативный вариант “восемнадцатилетка”, которая раскрывает пути интенсивного развития образования. Этим много лет занимались известные педагоги - новаторы. Они демонстрируют повышение эффективности в два - три раза. Вдумайтесь в эти цифры: для педагогов открываются возможности повышения квалификации. расширения содержания образования, более ранняя профессиональная ориентация, которая практикуется во многих развитых странах, и многое другое. Эта концепция позволяет объединить на единой методической базе и целевой функции дошкольное развитие и образование со школой и, далее, с профессиональной подготовкой. Не менее важно и то, что в системе, предложенной этими педагогами, родители становятся полноправными участниками педагогического и воспитательного процесса. Нужно обратить внимание и изучить, сделать доступными общественности результаты, достигнутые в ходе апробации этой, созданной в АПН “системы методов интеллектуального развития”.. Например, уже в нынешнем, 2000 году вуз, Международную финансовую Академию, заканчивают дипломники в возрасте 12 - 14 лет. Правительство в лице Минобразования должно сделать государственный заказ педагогам - новаторам на реализацию новой системы образования, создать им элементарные условия для работы. И если они справятся, то высвободившиеся средства можно будет направить на работу специализированных детских учреждений, число которых, к сожалению, растет. Желая совещанию успешной и плодотворной работы не могу не отметить следующее. Однако, за пределами представленных концепций оставались проблема более 2 млн. детей, находящихся без надлежащего присмотра. Настало время рассмотреть возможности использования педагогического опыта А.С Макаренко. Проблемы и трудности с финансированием должны дать повод педагогам обратить внимание на проекты самоокупаемых школ А.С. Макаренко и Б.П. Никитина и других педагогов, положительный опыт реализации которых имелся когда - то в стране. Оптимальным для общества и будущего развития России было бы когда к достижению совершеннолетия те кто желает, могли бы уже иметь минимальную профессиональную подготовку, с тем чтобы беспрепятственной создавать семьи и содержать их, имея профессию. Нам необходимо создавать такую систему образования, которая бы не препятствовала созданию семей - все вы знаете, что у нас катастрофическое положение с рождаемостью. У нас стремительно растет количество пенсионеров, а приток трудоспособного населения уже в следующем году сократится почти в три раза. Кто будет работать, содержать армию пенсионеров? Если заглянуть вперед, в этом положении окажутся многие, сидящие в этом зале Обсуждая будущую систему образования, мы не должны программировать проблемы, допустить, прямо скажем, голодную смерть хоть какой - то части той армии около 60 млн. пенсионеров, которая появится в России через несколько лет. Следуя правильнее было бы рассматривать единый образовательный процесс, от 0 до 18 лет как единое целое и непрерывное. Современные позволяют осуществить всеобщий образовательный мониторинг, индивидуальный подход к каждому ребенку. Школы должны стать настоящими центрами интеллектуального, творческого и физического развития детей. Мы сознательно ставим ударение на интеллектуальное развитие, ибо XXI век - это время новых технологий, новых сложных задач.
|
"Раннее
развитие
ребенка" и "Система
МИР", а так же
названия
методов "Читать,
считать,
знать ноты ... -
раньше, чем
ходить" и т.д.
являются
торговыми
марками
Академии
образования,
социального
и
экономического
развития.
|