Раннее развитие детей |
|
Здоровьесберегающие методы воспитания и обучения,
как частные случаи "системы МИР"
Рассмотрим более подробно, что подарили родителям и детям бесстрашные и честные, воспитатели, порвавшие с «традиционной педагогикой» и выступившие против системы, которая губит здоровье и одаренность. Кроме того, мы постараемся выделить работы тех психологов, которые глубоко и всесторонне конструировали, создавали "батареи тестов", и исследовали показатель «общей одаренности» – IQ. и принесли реальную и большую пользу родителям. Краткая характеристика методик, которые действительно оказались эффективны в областях своего применения, крайне важна, потому что традиционное освещение событий в учебниках для студентов педагогических вузов не дает правильного представления о современных достижениях в области попыток создания научно-обоснованного, или оптимального образования от 0 до 18 лет.
Великие методики обучения и
воспитания как частные случаи Предпринятые после опубликования методики "Начальное образование - до 4 - 5 лет", попытки найти позволили установить, что известные методики намного отстают от системы МИР как в достигнутых результатах, так и в теоретическом обеспечении. До 1990 года никто не знал о возможности чтения и составления слов ребенком в возрасте до 1 - 1,5 лет. Достижения самых результативных методы приведены в таблице 1. Подходы можно условно разделить на эмпирические, опиравшиеся на практику, и научно-педагогические. Причем, к 1990 году результаты «эмпирических» методик (Никитин – 3,5 года, 1965 г., Доман – 3 года, 1960 г.) намного превосходили результаты педагогико - дидактического направления, которое представляют профессионалы, сумевшие пойти против "своих" (Монтессори, 7 – 8 лет, Зайцев, 4-5 лет).Так, американский врач и педагог Г. Доман даже заявил, что научить годовалого ребенка читать легче, чем семилетнего. Правда он имел в виду – запоминать целые слова. Как показывает анализ результатов, это были пожелания, основанные на эффекте запоминания целых слов, но никак не на основе побуквенного и слогового чтения. Однако к 1990 году последователи Гленна Домана так и не научили ребенка 2-х лет истинному чтению, коим можно считать чтение, распознавание совершенно новых, предъявляемых впервые слов, по буквам и слогам. В то же время у нас ребенок делал это свободно уже с возраста 9-ти месяцев, а к 1 году 3 месяцев начал печатать на пишущей машинке. Таким образом, результаты методики «Читать – раньше, чем ходить» в России оказалась впереди и разрыв составил годы! Намного лучший результат, чем Н. Зайцев и последователи Г. Домана, показал педагог - родитель Александр Шароваров из Псковской области, который в 1991 году издал книжку «Читать – раньше, чем говорить». Таким феноменальным результатам помогла. повидимому, случайность. С одной стороны, он был педагогом по образованию, а с другой - познакомился с Б.П. Никитиным и, став дедушкой, начал обучать своего внука чтению примерно с 7-8 месяцев. Из приведенной таблицы 1 следует, что достижения выдающихся педагогов всегда были связаны с отказом от традиционных методов развития и обучения детей. Это - первое, что должны сделать родители и педагоги. Причем, это относится к отказу от традиций, как в раннем возрасте, так и в среднем (М. Монтессори, В. Сухомлинский) и в старшем возрасте (В.Ф. Шаталов, А.С. Макаренко). Таблица 1. Методики – частные случаи системы МИР
Пример 1. Реабилитационная мептодика М. Монтессори. В начале XX века было обнаружено, что развитие способностей и воспитание дошкольников можно ускорить через «организованную интеллектуальную работу». Открыла этот метод Мария Монтессори, ставшая первой женщиной - доктором медицины в Италии, работавшая с проблемными детьми в дошкольных учреждениях. Это оказался едва ли не первый за долгую историю традиционной педагогики, опыт применения некоторых, известных в то время научных достижений. В частности, из работ психологов была использована идея сенситивных периодов, а у педагогов - идеи, похожие на те, которыми руководствовался Песталоцци, создавая "школы освобожденного труда" для детей из бедных семей. «Метод М. Монтессори» разрабатывался и применяется рекомендовался ею только для с ограниченными умственными способностями в возрасте от 3-х до 7-8-ми лет, и его можно считать частным случаем «системы МИР», диапазон возрастной диапазон в которой в несколько раз шире: от 0 до 18 лет. Но не только это ограничивает применение метода. В отличие от 6-ти зон развития в "системе МИР" введено 100 зон развития, которые образуются десятью предметными областями, распределенными по десяти сенситивным периодам. Каждый из этих периодов соответствует формрующимся в процессе физиологического развития так называемым "интеллектобразующим" видам деятельности ребенка. Обращащю особое внимание на то, что из этих периодов более половины приходится на возраст до 3-х лет, - а этот возраст у М. Монтессори вообще не рассматривался. Она считала, что до 3-х лет взрослый не в состоянии воздействовать на психику ребенка. Кроме того, у Марии Монтессори и ее последователей не были охвачены и половины предметов, многие виды интеллекта (социальный, лингвистический и другие), развитие которых осуществляется в системе МИР с первого года жизни. Мария Монтессори (1910), отказалась от обычных представлений о возможностях обучения детей 3-х – 7-ми лет с задержками умственного развития. Благодаря творческому подходу, она совершила чудо: из умственно отсталых детишек подготовила к школе вполне нормальных и успевающих учеников. Движимая примером первой женщиной математиком, Софьи Ковалевской, она стала первым в истории Италии доктором медицины - женщиной. По-видимому, ради достижения этой трудной цели она рассталась со своим новорожденным ребенком. Возможно, по этой причине или вследствие этого, Мария Монтессори исключала возможность педагогического воздействия на ребенка до 3-х лет. Примечание. До опубликования и распространения наших результатов, и методик, «детские сады Монтессори» вплоть до 2000 года категорически отказывались принимать детей в возрасте до 3-х лет. Поэтому если вы встречаете объявление о том, что принимаются дети в группу Монтессори от 0,5 года», то это должно насторожить. Во-первых, такое объявление, очевидно, дали невежды или мошенники, которые явно нарушают не только методику Монтессори, но и закон об авторском праве. Очевидно, это означает использование открытий системы МИР и других методов раннего развития. Несмотря на ее отрицание раннего развития до 3-х лет и ошибочные представления о сенситивных периодах, Монтессори впервые начала внедрять некоторые научные элементы в педагогику. Тем не менее, в России её работы были надежно похоронены традиционными педагогами. Сегодня «сады Монтессори», как правило, внедряют неотрадиционную систему. Они возвращают образование в область огромных, заоблачных, астрономических затрат, пользуясь модным именем великого педагога. Для здоровых детей реализация этой методики чрезвычайно опасна, поскольку это - реабилитационная методика, по сути, «работатерапия», хотя и очень основательная. Она неминуемо превратит большинство нормальных, творчески одаренных детей в … реабилитированных. Об одаренности и о возможном ярком таланте можно будет позабыть. Использование этого метода для обычных детей можно сравнить с обработкой мягкого материала, например, красного дерева, дорогостоящим, алмазным инструментом, которым обрабатывается гранитные глыбы. Во первых, неадекватный выбор инструмента - это неоправданно дорого, во-вторых, это губительно долго, во-вторых, арсенал методов и инструментов, а также спектр возможностей и количество видов продукции краснодеревщика неизмеримо шире. |
|