Основные разделы сайта и избранные страницы:

Home
Up
Welcome in
PressReleases
Результаты
Новости стр.
Предупрежд.
Статистика
Вопросы...
Консультации
Занятия
Чтение
Языки
Счет
Музыка
Книги по МИР
Пособия, РКК
Здоровье
Классмиры
Проекты
Виды сервиса
Организации
Образование
Разв.и персп.
Конкурс-1
Пожелания
Заявка
Содействие



AN00130A.gif (2335 bytes) Методы Интеллектуального
Развития  детей (МИР детей)
       
    
Сегодня родителям достаточно сложно сразу разобраться в множестве методов и подходов к воспитанию ребенка. Часто они оказываются дезориентированы.
     Методы для обучения умственно отсталых детей. Эти методы предложены М. Монтессори, которая работала в специальных детских учреждениях. Похожа история с программами Г. Домана, который занимался реабилитацией детей с черепно - мозговыми травмами. 
      Именно эти методики сегодня получили большое распространение, хотя они имеют весьма отдаленное отношение к здоровым или обычным детям. По затратам эти подходы в несколько раз превышают требуемые, а по результатам намного отстают от достижений системы МИР. Даже по времени возникновения подходы Монтессори (100 лет тому назад) и Домана (50 лет) отражают, я бы сказал, доисторический период развития современных методов раннего развития. На взгляд специалистов, применять их означает то же самое, что вместо витаминов давать ребенку тяжелые и сильные лекарства, которые зачастую отравляют, а не лечат. Так, программы Г. Домана можно сравнить с прямым хирургическим вмешательством в мозг здорового ребенка, а методы М. Монтессори - с применением антибиотиков или гормональных препаратов к вашему здоровому ребенку. И в том и в другом случае, как показывает опыт нескольких лет, существенных результатов интеллектуальном развитии детей не наблюдается. Причем, как правило, эти методы в России повсеместно используются в сочетании с рекомендациями Никитина, Зайцева и системы МИР. Но ведь в "чистом виде" отечественные методы дают куда лучшие результаты! Вряд ли имеет смысл лучшее, более эффективное смешивать с заведомо менее результативными методами. 

      Мы обращаем внимание родителей на следующее важное обстоятельство: подходы Монтессори и Домана, строго говоря, взаимно исключают друг друга. 
      Так, последователи метода М. Монтессори исходят из того предположения, что мозг ребенка в раннем возрасте аналогичен мозгу умственно отсталых детей. В то же время, Г. Доман следуют диаметрально противоположной логике, и утверждают, что способности, обучаемость годовалого ребенка намного выше, чем взрослого. Нетрудно видеть, что оба подхода принципиально непригодны для работы в нормальными детьми, в домашних условиях особенно. Для их реализации требуются специально подготовленный персонал (сурдопедагоги), дорогостоящие комплекты "монтессори - материалов", карточки Домана больших размеров, и т.д. и т.п., практически все это требует централизованного или фабричного изготовления. 
     Нужно обратить внимание на происхождение и назначение методов, а главное, на практические результаты. Помните, что применяя специальные методы вы тоже сдерживаете развитие ребенка, ограничиваете его в более тонких областях. Психика ребенка борется так же, как организм выводит яды тяжелых лекарств. Отсюда постоянный поток родителей, жалующихся, что ребенок отказывается обучаться "по Доману". 
      К сожалению, при значительном, почти повсеместном  отторжении большинством детей программ Г. Домана, все новые и новые родители начинают пробовать их применять, теряя время, загружая память и попусту расходуя интеллектуальные ресурсы ребенка.  
     Избавиться от устаревших и разобраться в эффективности новых методов мешает старая гвардия консервативных педагогов - она практически всегда выступает против всего нового, полезного и прогрессивного. 
      Как правило, главным доводом традиционных педагогов является утверждение: "Этого не может быть". Они не имеют никаких фактических данных и представлений о методах интеллектуального развития в раннем возрасте и боятся реализации этих методов в школе. Их возражения мы объединили, условимся называть их собирательно, в форме так называемых
 "Дейкизмов" - уж очень специалистов "достал" один вездесущий господин, по имени Дейко, мечтающий прославиться своей неустанной борьбой со всеми новшествами в науке педагогике. 
       Аргументы и методы, интервью с профессиональными  сдерживателями развития России, анализируются в разделе "Антимиры".
Здесь вы встретите, может быть, знакомых чиновников и педагогов, журналистов и политиков... 

Новаторы

      Приступая к воспитанию ребенка, родителям необходимо в самых общих чертах познакомиться с наиболее интересными результатами, которые получены другими родителями и педагогами.
      Наиболее полной и всесторонней системой оптимального развития является система МИР, которая охватывает весь период развития и образования ребенка: от 0 до 18 лет. Методы и идеи этой системы, опубликованные в период 1991 - 1999 гг., начинают использоваться всеми специалистами, занимающимися ранним развитием и образованием.

Однако, полезно представить в целом сумму прогрессивных и новаторских идей, специальной педагогики и открытий в области раннего развития:

1. Я.А. Коменский, XVII в. - концепция педагогики и дидактики, игровое обучение, раннее дошкольное образование
2. Методы М. Монтессори, 10 - 20 -е гг. ХХ в. 
     - педагогика для работы с детьми с задержками
       умственного развития
3. Система А.С. Макаренко, 20-30 гг. ХХ в. 
     - педагогика работы с "трудными" подростками и
       малолетними преступниками
4. В. Сухомлинский
5. Родительская педагогика Б.П.Никитина, 1957 - 1998 г. 
    -   закон НУВЭРС, пособия по интеллектуальному развитию, закаливание, социальные игры
6. Методики Н.А. Зайцева, 1992 - 2000, н.в. - дошкольное и начальное школьное образование
7. Система В.Ф. Шаталова, 1957 - 2000, н.в. - среднее образование
8. Программы Г. Домана, 1946 - 2000, н.в. - программы реабилитации детей с черепно - мозговыми травмами
9. Система методов интеллектуального развития ребенка (МИР) П.В. Тюленева, 1957 - 2000, н.в. - оптимальное раннее развитие и образование детей
......

Сумма открытий:

Я.А. Коменский -  его новаторские идеи забыты или умалчиваются (1640 г.)  - гениальный педагог, считается создателем  традиционных систем образования. Раскрыв "Великую дидактику" вы убедитесь, что что традиционные педагоги за истекшие 350 лет ее полностью так и не освоили, более того, выхолостили, собственно, дидактику, оставив только грандиозную концепцию содержания образования.  В работах этого гениального дидакта, например, еще в середине 17 века указывается, что ребенок к шести годам должен уметь считать до 60, а в школе следует использовать "обучающие пьесы" и многое другое... Именно это - главное, что было в трудах Коменского, поскольку дать цельное представление общенаучного содержания может каждый грамотный философ. Но именно методику, дидактические идеи не разрешили еще в те времена реализовать Коменскому тогдашние придворные "министры просвещения", и  наша школа до сих пор этого так и  не делает. И ведь не понимают, что концепция содержания образования предложена Коменским с учетом того, что методы обучения должны быть более эффективными - игровыми. Вот и получаются перегрузки у нынешних "традиционных" педагогов.  Между прочим, как и тогда, во времена Коменского, нынешние "учители - мучители" считают, что тогда детям будет "слишком легко учиться" ... Буквально так высказывались они, например, в 50 - 60 -е годы на партийных дискуссиях ... Послушание, дисциплина, трудотерапия ценилась превыше всего. 

А.С. Макаренко - гениальный педагог и воспитатель.
Родители найдут в системе А.С. Макаренко массу живых примеров, как приучать ребенка быть предпринимателем, хозяйственником, настоящим человеком дела. Присмотритесь, коммуна у А.С. Макаренко - это та же, социально - адаптированная семья.
Он синтезировал и воплотил в практику все многотрудные чаяния педологов, психологов и педагогов и социологов. Кроме того, делал самое трудное в педагогике: исправлял ошибки других педагогов и родителей, воспитывал прекрасных людей из малолетних преступников и беспризорных. Успешно делал бы это в любом обществе. 
Система МИР охватывает и реализует в игровой форме подобные же идеи социальной адаптации в первых лет жизни ребенка.
Б.П. Никитин всегда ставил А.С. Макаренко на первое место в ряду всех новаторов

В. Сухомлинский - выдающийся педагог, намного, недосягаемо ушедший вперед по линии, которую безуспешно пытаются развивать "вальдорфцы"  - директор школы, изменив в сторону большей эмоциональности и духовности требуемое стандартной образовательной системой, отношение к детям, получил потрясающие результаты ускорения интеллектуального развития в школе, в том числе детей с задержкой развития. После прочтения книг В.Сухомлинского вы забудете вальдорфские школы навсегда.

Б.П. Никитин - гениальный педагог и воспитатель XX века. Полностью пересмотрел рекомендации официальной педиатрии и дошкольного и школьного развития детей. На большом статистическом материале доказал существование явления(закона развития психики) НУВЭРС «Необратимое угасание возможностей, перспектив развития человека (Существующая система родовспоможения губит здоровье детей; существующая система образования губит таланты детей). В 1957 - году был "мягко" репрессирован, после того, как во главе группы около 30 педагогов (включая свою будущую жену) вышел на ЦК и правительство с проектом самоокупаемых (предпринимательских) школ: "Отдайте нам школы - и через пять лет у нас будут все отличники и мы откажемся от бюджетного финансирования" - об этом проекте рассказал Б.П. Никитин осенью 1998 года.

В.Ф. Шаталов - гениальный педагог, разработал многоуровневую систему эффективного обучения в школе, включающую технику представления(опорные конспекты), ускорения усвоения и закрепления материала школьных программ («Интеллект развивается до 11 лет...»). Своими работами он вскрыл огромные резервы методики обучения: освоение самых сложным предметов в школе(физика математика...) можно облегчить и сократить время на обучение в два-три, и более число раз!). Изобрел несколько важнейших психологическо - дидактических методологических приемов (максимально эффективное использование времени учащихся, опорные конспекты", "плашки" и проч.). В.Ф. Шаталов выдвинул и реализовал уникальную идею "борьбы с двойками", которые, как правило, традиционные учителя предпочитают не замечать, когда пытаются "реализовывать" некоторые методы, и тем самым оказываются неспособными реализовать систему В.Ф. Шаталова. Работы В.Ф. Шаталова содержат около 4000 оригинальных педагогических, психологических и дидадктических приемов.  

Н.А. Зайцев - замечательный педагог, дидактик. Работает виртуозно со зрительной памятью. Развил идею применения кубиков для обучения детей грамоте с использованием возможностей отличия физических свойств кубиков в сочетании с развитием музыкального слуха и вокальных способностей детей; развил дидактические методы табличной подачи материала при изучении русского, английского языков. Наконец-то написал прекрасный учебник для стремительного освоения арифметики малышами и школьниками.

М. Ибука - знаменитый спонсор японских новаторов. Написал книжку «После трех уже поздно...», помогал созданию детских садов нового типа. Активно пропагандирует идеи и разработки русских педагогов-новаторов (Б.П. Никитина и др.).

Г. Доман, гениальный общественный деятель, гуманист, выдающийся воспитатель и организатор, детский врач, многие годы демонстрирует полную несостоятельность традиционных представлений педагогов и психологов и педиатров, по - существу борется с "дозированной" дебилизацией в США (К-12).   Занимаясь дефектологией обнаружил эффект сверхобучаемости маленьких детей: «Легче всего ребенок обучается в возрасте до одного года...» . Учить ползать, читать, считать с первых недель жизни.
К сожалению, работы Г. Домана в России были практически были неизвестны до 1996 года. Разработал программы интелеллектуальной  реабилитации для детей с черепно - мозговыми травмами. Рекомендации Г. Домана не пригодны для развития интеллекта здоровых детей. Значительно лучшие образовательные результаты дают рекомендации Б. Никитина, "система МИР" П. Тюленева. 

Открытия прошлых веков
- Метод Моцарта - отца - см. в кн.
- Метод священника Витте и Винера - отца
(Германия)
и др.

Воспитывать нужно начинать, когда ребенок поперек лавки лежит. Народная мудрость


П.В.Тюленев - предложил систему МИР, и, основываясь на полученных и имевшихся результатах раннего развития, считает необходимым и возможным переход ко "всеобщему бесплатному высшему образованию к достижению ребенком совершеннолетия", то есть, к возрасту 18 лет. Такая система образования позволила бы решить множество социально - экономических проблем, а главное, освободить детей от  нагрузки, фактического непосильного труда и огромных потерь времени в школах для развития творческих способностей.

Необходимо представить, как выглядят результаты системы МИР в сравнении с другими методами? Какие возможности раннего развития детей теперь открыты для родителей?

Приводим некоторые данные по хронологии открытий в области раннего развития:

- сокращение времени на освоение программы по математике и физике в 2-3 раза с одновременным улучшением качества знаний до оценки "отлично" всех учеников практически любого класса  (В.Ф.Шаталов, 1970 г.);
- чтение с 3,5 лет (Б.П. Никитин, 60-е годы, по утв. автора);
- освоение программы начальной школы - к возрасту   8 - 9 лет, 60-е годы, Б. и Л. Никитины;
- чтение с 3 - 4 -х лет (Г. Доман, 50 -е годы, по утв. автора в книге);
- знание всех букв к 8 мес. (МИР, 1988г.);
- непрерывное ползание при «транспортировке» заданных 30 - ти букв по алфавиту (игра «Принеси букву!») до 300- 350  м. в 8-9 мес. (МИР, 1988г.);
- самостоятельное составление по написанному образцу слов из букв магнитной азбуки с 1 года 2-х мес. (МИР, 1989г.);
- печатание на пишущей машинке с 1 5 лет слов по списку (МИР, 1989г., документы);
- печатание диктантов с 2-х лет (МИР, 1990г.,документы);
- игра в шахматы - с 2-х лет (МИР, 1990г.);
- освоение периодической таблицы Д.И.Менделеева как основы комплекса естественных наук) - в 2,5 года  (МИР, 1990г., документы);
- самостоятельное пение русских народных песен по песеннику - в 2-3 года (МИР, 1989-1990г., документы, аудиозаписи);
- самостоятельное освоение нотной грамоты - 3 года(МИР, 1990г., документы);
- начало сочинения и записи простейших мелодий - с 3,5 лет (МИР, 1990г.);
- печатание дневника - с 3-х лет (МИР, 1990г., документы);
- художественное чтение, например, сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого и поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина - в 3,5 года (МИР, 1990г., аудиозаписи);
- печатание сказок и сценариев- 4 года(МИР, 1991г., документы);
- печатание научно-фантастических сказок на темы программы 5 класса - 5 лет(МИР, 1993г.);
- освоение принципов научного построения общества - 5,5 лет (МИР, 1993г., документы);
- самостоятельное освоение математики к 7 годам в объеме даже свыше программы 7-го класса (МИР, 1995г.,);
Самое важное - многие мамы обучили детей читать к двум годам, пользуясь только книжками "Как ускорить ..." или "Читать - раньше ...."
Но если они прочтут все мои книжки, то получат, практически не занимаясь, результаты, которые относятся к системе МИР.
См. Дополнительные фрагменты по возникновению системы МИР

Ю.П. Азаров - автор многих литературно - художественных книг по различным проблемам педагогики, в том числе родительской; автор "педагогики любви и свободы", в которой я пока еще не разобрался. С нетерпением ожидаю от него завершения книги по трансцендентальному синтезу!

Никитин Б.П. ] Тюленев П.В. ] Шаталов В ]

Home ] Up ] 
Уважаемые родители! Если представленные на сайте материалы оказались для вас полезными, вы можете направить пожелания и предложения, стать зарегистрированным пользователем: это ускорит подготовку для вас дальнейшей  актуальной информации. Ваше сообщение Вы можете направить по адресу
: larisa@msk.net.ru  
Send mail to larisa@msk.net.ru with questions or comments about this web site. Copyright © 1999 Сentre "WORLD of children" Last modified: марта 11, 2001

Чем больше вопросов для нас - тем меньше проблем у Вас!